Архитектура будущего дома

Приступая к строительству будущего дома, мы сталкиваемся с неизбежной дилеммой — что делать — выбрать стандартный проект или сделать свой индивидуальный дом, с учетом своих потребностей и желаний. С кем мы столкнемся в каждом из случаев. И главное, сможет ли архитектор отразить и сделать проект дома таким, каким мы его хотим видеть. Ответы на тревожащие вопросы «Загородный дом» отправился искать к тем, кто за это отвечает — то есть к самим архитекторам. В этом номере генеральный директор архитектурного бюро «Александрия» Сергей Поляков рассказывает о пошаговом создании индивидуального проекта дома.

Первый шаг

В первую очередь человек должен определиться со своими потребностями. Что ему нужно? Это первый шаг, без которого мы не пойдем дальше. Он должен определиться с составом и количеством помещений, при этом исходить из потребностей своей семьи, а не из эстетики и наружных габаритов, или общей площади. Когда люди говорят: я хочу построить дом 10х10, это априори неверно.

Давайте выяснять, что вам нужно. И оказывается, что человеку нужна площадь в два раза меньше или наоборот больше. При индивидуальном проектировании мы даем бланк технического задания заказчику с наводящими вопросами. В результате мы получаем четкие ответы: площадь гостиной, желаемое расположение комнат по сторонам света, смежность с кухней, набор бытовых приборов на кухне и т.д. Если при указании площади комнат заказчик ставит от 15 до 25 метров — это значит, что либо он нам дает карт-бланш, либо просит нас что-то ему посоветовать. Он не совсем четко представляет, что ему нужно. Обычно люди достаточно четко знают, чего они хотят. Мы выясняем те детали, которые позволяют понять набор помещений каждого этажа и дома в целом. Так же как набор сантехприборов позволяет понять, какого размера должен быть санузел. Исходя из этих мелочей и строится общая площадь дома, а это очень важный показатель, поскольку он завязан на стоимости. Ведь первый разговор строители начинают с определения стоимости за метр квадратный, чтобы ориентировать сразу и понимать, есть ли предмет для дальнейшего разговора.

Компоновка

 Общий замысел и вид от воротДальше мы ведем работу по компоновке. Компоновка помещений — это то расположение, которое было бы удобно человеку, при его пристрастиях, при его образе жизни. Мы начинаем с площадей, затем приходим сразу к этажам. Эстетика в этом случае относится на третий- четвертый план. Компоновка зависит не только от состава помещений, но и от условий участка. Если состав помещений — это фантазии, исходя из потребностей и корреляции финансовых возможностей, то компоновка — это применение фантазий на практике. Достаточно часто получается так, что участок настолько узкий, что поместить дом, вытянутый поперек дороги, не получится физически. И разрубается участок пополам, остаются какие-то мизерные проходы. Компоновка габаритов, высоты дома осуществляется и по условиям участка не в последнюю очередь. И образ жизни владельца накладывает отпечаток не только на дом, но и на прилегающую территорию. Иногда желание быть на свежем воздухе, желание как можно больше времени проводить на участке, оно выливается в то, что мы делаем террасу, иногда терраса «обхватывает» дом. И здесь возможны варианты, когда терраса прилегает кухне, или гостиной, устанавливается дровяное барбекю. Из пожеланий хозяев и складывается компоновка дома, с учетом того, где хотелось бы видеть рекреационную зону. Хотя иногда заказчик «не видит» этой зоны, они ставят дом, у них есть баня, может, даже огород, но ему не нужна большая лужайка перед домом, он не видит себя, играющим в теннис, в мяч, не видит своих детей на этой площадке.

Таким образом, при индивидуальном проектировании вместе с домом мы продумываем и участок. И размещаем на генплане сразу же и хозпостройки, и баню, и гараж. И если у заказчика есть желание строить рекреационную зону, то возможность эта ищется.

Если у заказчика есть четкие пожелания по стилю дома, то компоновка идет с учетом этого стиля. Например, викторианский стиль, или особняковый стиль предполагает один четкий вытянутый уличный фасад. Соответственно, мы не можем сделать двухобъемный дом в виде буквы «Г», мы должны изобразить дворцовый парадный фасад. Иногда он диктуется существующей застройкой, поскольку в исторических зонах, например, Стрельне или Петергофе, заказчик, если хочет войти органично в застройку, такой стиль и выбирает.

 В дебатах с заказчиком рождается замысел будущего домаИ согласно стилю, дом ставится достаточно близко от дороги, и вся частная жизнь хозяев протекает за этим фасадом, и если есть приватная зона — она размещается за фасадом. В таком расположении, кстати, есть определенное удобство: проходящие не наблюдают частную жизнь хозяев. За исключением того случая, когда парадный фасад должен быть обращен на юг. В этом случае, все, что находится на участке, автоматически оказывается затененным и хорошей рекреационной зоны уже не получится.

Мы в «Архитектурном бюро «Александрия» ведем компоновку дома в целом, и по высоте, и по этажности. Если человек предполагает, что в старости он не будет бегать по лестнице, то мы планируем все основные помещения на первом этаже, а наверху размещаются помещения молодежи — детей, подросших детей. Если компоновка трехэтажная не пугает заказчика, или необходимо разместить как можно больше помещений в как можно меньшем пятне застройки. Иногда третий этаж выполняет роль некоего резерва, который можно освоить в любой момент. Тогда мы над вторым жилым этажом выполняем нормальные перекрытия, которые могут выдержать бегающих по чердаку детей, мебель и т.д. Стропильная система и кровля выполняется с тем учетом, что в дальнейшем она будет теплой.

Бывает и одноэтажная компоновка. В этом случае три варианта: либо он располагает большим участком и может вытянуть дом вдоль участка, либо у него очень маленькая семья и ему нужен очень маленький дом, либо это большой дом на маленьком участке. В этом случае дом большой, а вокруг остаются только проходы. Вариант не очень эстетичный снаружи, но позволяет никуда не бегать, это достаточно удобно.

Компоновка в большей степени ориентирована на потребности заказчика, на его пожелания, на его образ жизни, на количество автомобилей. Дом компонуется на участке с учетом других хозяйственных построек, с учетом габаритов участка, с учетом ориентировки участка по сторонам света. Очень часто приходится типовые проекты «зеркалить» потому, что гостиная должна выходить на юго-запад, это ее преимущественное расположение, когда закатное солнце освещает людей в гостиной, они его видят, они его провожают.

Фасады

От планов мы переходим к фасадам: выстоявшиеся поэтажные планы мы заключаем в фасады. На втором этапе компоновки есть много моментов, которые тянут за собой весь конструктив дома — расположение лестницы и ее видение хозяевами дома, архитектором. Это связано уже с конструктивными решениями по перекрытиям, по выносным деталям типа эркеров. Лестница — это и компоновочный, и конструктивный элемент. На втором этапе — компоновки — хороший архитектор сразу думает о несущих конструкциях. Одновременно компонуя помещения с учетом пожеланий заказчика, с учетом сторон света, архитектор продумывает и конструкционную начинку дома. Можно компоновать все, что угодно, но если это потребует колоссальных вложений и неоправданно дорогостоящих работ, то мы должны отказаться либо от компоновочных вариантов, либо поставить заказчика перед фактом затрат. Например, такая повсеместная вещь как внутренние несущие стены, она планируется на этапе компоновки. Точно также лестница диктует нам некое расположение перекрытий, проемов и расположение стропильной системы.

Компонуя дом по высоте, мы выстраиваем вертикальную схему дома, мы выполняем разрезы. И видя разрезы, видим и общую высоту дома, которая иногда диктуется местными условиями, например, для Стрельны это не более 10 метров. Мы знаем и уклон кровли, и высоту чердачного этажа и возможность проживания на нем. Высоты помещений всех этажей в чистоте диктуются заказчиком. Архитектор должен учитывать градостроительные нормы, и может дать какие-то рекомендации заказчику по высотности вообще, к примеру, высокие потолки ведут к большим затратам на отопление. Компоновку выполнить в таком виде, что первый этаж, где предполагается принимать гостей, будут действительно высокими. А второй этаж — жилой- будет нормальный, чтобы они хорошо отапливались. Комментарий по высотной компоновке архитектор здесь вносит и с заказчиком эти вопросы решает. К этой высоте прибавляются чистые полы, заливка потолков, перекрытия и отсюда вытекает общая высота здания.

Некая компиляция хай-тека и традиционного балканского (альпийского) стиляФасады — это рубашка дома, то, что мы видим в первую очередь. Фактически это величина совершенно производная. Заказчику нужно помнить, что фасады и материал несущих стен, облицовки несущих стен — вторичен. При проектировании дома отталкиваться следует не от него. Он может быть задан материалом, например, кирпичом. Стиль кирпичного строительства вырабатывался — в Европе, у нас, и, пользуясь вот этим опытом, мы кирпичный декор применяем. Если нужен какой-то стиль конкретный, например, хай-тэк, дом уже внешне подгоняется. При хай-тэке мы будем вводить какие-то острые напряженные линии, и помещениями мы будем играть так, чтобы напряженные линии появились. Классический пример, когда рядом с домом появляется терраса, и она накрыта некоей ломаной кровлей. Кровля дома следует этому стилю. И компоновка дома и террасы такова, чтобы полностью удовлетворить стилю хай-тэк.

Различные архитектурные стили появились в ответ на потребности людей, которые в них проживали. Хай-тэк появился в ответ на желание раскрыться природу, в ответ на желание быть ближе к окружающему, в ответ на позитивное отношение к жизни, отсюда отсутствию решеток, забор, мощных перекрытий. Вообще, хай-тэк вышел из конструктивизма и функционализма. Хай-тэк характеризуется большими стеклянными поверхностями, это не потому, что стекло диктует холодные, прямолинейные блестящие объемы, а потому что возникла потребность раскрыться, увидеть то, что за окном, и в это же время система отопления стала более совершенной, эффективной.

Хай-тэк ведет к своим решениям фасадов, классический кирпичный стиль отделки таких жестких ограничений по отделке фасадов не предполагает, и мы можем более свободно работать с отделкой, фасадами, планировкой и объемами помещений. Кирпич дает определенную задачу, но мы можем решить ее разными способами. В кирпиче мы можем выполнить и конструктивный стиль, и элементы модерна. Экстравагантный же стиль будет диктовать дополнительные условия при компоновке дома.

Материалы

При дворцовом стиле с кирпичом надо обращаться аккуратно, скорее всего, это будет штукатурка, может быть какие-то штукатурные накладные панели. Хай-тэк — больше применение каких-то гладких материалов с посыпкой, либо гладких материалов с фабрично нанесенным покрытием, большое применение матового, зеркального стекла. Для кровли желательно отсутствие черепицы и волны.

Эскизный проект

После разработки фасада готовится эскизный проект, который заказчик может согласовать и получить разрешение на строительство. Здесь добавляется пояснительная записка, указывается приблизительный расход материалов. Дополнительно к плану, разрезам и фасадам добавляется план кровли для общего понимания, что из себя будет представлять здание. Данный пакет документов: пояснительная записка, расходы материалов, планы, фасады, разрезы, план кровли. Плюс к этому — генплан участка. Все это составляет паспорт рабочего проекта и в ряде местностей по этому документу получают разрешение на строительство. На языке архитекторов это называется «эскизным проектом». Именно эскизный проект дает возможность увидеть как это будет выглядеть. На всех этих этапах — до эскизного проекта — мы с заказчиком ведем очень тесную работу и по обсуждению планов, и по обсуждению помещений, и по габаритам отдельных помещений. В какой-то момент заказчик понимает, что три санузла для него много и что ему сложно будет и обустроить их в плане дороговизны итальянской плитки и сантехники, и в плане того, чтобы санузлы обслужить потом своими силами. Т.е. мы в «Архитектурном бюро «Александрия» ведем постоянную работу с Заказчиком по окончательному выяснению характеристик помещений. В какой-то мере архитектору необходимы навыки психолога. Можно, конечно, тупо следовать желаниям заказчика, но потом выяснится, что либо запланированы лишние помещения, либо их мало и мы что-то недодумали именно потому, что мы что-то не спросили. Заказчик не всегда видит на эскизных поэтажных планах, что будет в его доме. Иногда приходится вытягивать подробности о необходимости какого-то санузла, или кладовых, гардеробных.

Когда мы работаем над фасадами, мы представляем заказчику и цветные фасады, и крутящаяся модель дома. Также мы предоставляем цветные виды будущих помещений. Хотя нам здесь важно понять объем вообще, выставить минимальную мебель и понять, что будет представлять помещение по объему и освещенности. Мы выставляем полуденное или вечернее освещение, используя 3D Max.

Кстати, такие крутящиеся объемные 3Д-модели есть и на нашем сайте www.peterhoff.ru.

Иногда и в рабочем проекте выделяют архитектурные решения и конструктивно-строительные решения. Они существуют параллельно, двумя альбомами. В этом случае строители постоянно бегают из одного альбома в другой, что не очень удобно. Мы объединили эти решения в один архитектурно-строительный альбом.

Параллельно с конструктивно-строительным разделом могут разрабатываться разделы инженерного обеспечения здания: отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация и освещение. На этом этапе мы уточняем объемы строительных материалов, окончательно прорисовываем все несущие конструкции здания, характер вид облицовки здания, ее крепление к несущим конструкциям, Это происходит на этапе составления рабочего проекта. Рабочий проект в общем виде это АР+КС. Заказчик может выполнить инженерные разделы проекта с привлечением сторонних организаций, монтирующих это оборудование. Например, фирма, занимающаяся монтажом системы отопления, берет на себя проектирование с учетом нашего проекта, выполняет она его под себя, под существующие у них материалы. Мы выполняем проект, ориентированный на пожелания заказчика, а не на возможности той или иной фирмы. И потом какие-то технические моменты, особенности крепления- спайки труб, или сварки, эти моменты остаются за монтажной организацией, они делают это под свое оборудование, соединений.

Необходимо также учитывать АПЗ районного архитектора, где указывается, что хотели бы видеть районные власти: высота застройки не более 10 м, удаленность от водоема не менее 50 м, стилистику в характере исторической застройки поселка, ограждение с прозрачностью не менее 60% но высотой не более 1,5 м и т.д. Это те обычные фразы ,которые в АПЗ обычно и бывают. Здесь же к АПЗ прикладывается генплан с красными линиями поселковой застройки, т. е. ближе этих линий вы не можете строить даже на своей земле.

На этапе разработки инженерного обеспечения нужны технические условия на подключение электросетей, водопроводу, канализации и т.д.

С момента завершения эскизного проекта нужно 2 месяца на разработку рабочей документации. Проработка эскизного проекта зависит от того, насколько быстро мы придем к согласию. Проектирование обычно растягивается на 4-5 месяцев и возможно предоставление сметы уже по эскизному проекту. И тогда мы должны детально проработать и тип отделки, и проговорить применяемый отделочный материал.

Издательство «Загородный Дом»,
ООО «Архитектурное бюро «Александрия».